Приветственный доклад епископа Бобруйского и Быховского Серафима на IV региональных Рождественских образовательных чтениях в Бобруйске 2018

 

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ

 

 Дорогие участники и гости нашего форума!

 

Сердечно приветствую вас и поздравляю с началом работы Четвертых региональных Рождественских образовательных чтений в г. Бобруйске! Сегодня эта гостеприимная площадка вновь принимает нас. И мы рады снова быть вместе, слушать интересные доклады, обмениваться мнениями и опытом.

Глубоко убежден в пользе таких мероприятий: нынешний мир непрост, в нем остро и востребовано звучат вопросы духовно-нравственного характера. В том числе – нынешний мир чувствителен к теме свободы, которой сегодня посвящены Чтения.

Правда, часто человек думает, что быть свободным – значит иметь возможность безмерно и безгранично удовлетворять все свои желания. Давайте посмотрим, что говорит об этом святой апостол Павел в своем послании к Галатам.

Это апостольское послание выдающийся православный библеист Николай Никанорович Глубоковский назвал Благовестием христианской свободы. Это очень эмоциональное послание. Апостол Павел основал церковь в Галатии, проповедовал христианскую веру, освобождение от уз Закона Моисеева. Но вскоре пришли некие новые проповедники и смутили юных галатийских христиан. Апостол Павел возмущается, удивляется, просит, призывает, задает вопросы и сам на них отвечает и даже ругается. Он называет галатов безумными, глупыми (наши переводчики, конечно, целомудренно перевели это как «несмысленные»).

Слова апостола, сказанные о свободе, естественно, были написаны в определенном историческом контексте и по конкретному поводу. Вместе с тем они свежи и актуальны сегодня.

 

«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу…Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости…Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 5, 13; 6, 1-2)».

 

Что же подразумевается у апостола Павла под понятием «свобода»? Означает ли она освобождение от любого рода ограничений? Самого апостола Павла критиковали за то, что он, якобы, учил этому. Поэтому, заявив, что мы призваны к свободе, он немедленно дает ей определение.

Христианская свобода – это не свобода от самоконтроля, она не должна быть «поводом к угождению плоти». «Плоть» на языке апостола Павла – это не человеческое тело, а наше искаженное грехом человеческое естество, унаследованное нами. Апостол хочет нам сказать, что нашу христианскую свободу нельзя использовать как повод для потакания собственным греховным склонностям и привычкам. Подчинение желаниям своей греховной природы – «плоти» — это не свобода, а худшая форма рабства. Не зря Господь Иисус Христос говорил иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34).

Христианская свобода иная. Христиане не используют свободу для угождения своей плоти. Напротив, по яркому образу апостола Павла (5, 24), они «распяли плоть со страстями и похотями», т.е. полностью отвергли всякие притязания плоти.

Рассматриваемый нами 5, 13 заканчивается словами: «Но любовью служите друг другу». Христианская свобода – это не свобода игнорировать людей, пренебрегать ими или притеснять их, или, как говорит сам Павел в 5, 15, — угрызать и съедать» друг друга. Напротив, — это свобода любить друг друга и служить друг другу.

Огромное значение имеет сегодня послание апостола Павла к Галатам. Оно провозглашает, что жизнь во Христе – это свобода. Мы были в рабстве, под «клятвой Закона» (3, 13), но Христос освободил нас. Мы были рабами греха, но теперь мы – дети Божии, призванные жить духом. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 23). Хочется пожелать всем участником нынешней встречи, чтобы свобода, которая нам подарена Богом, рождала в нас такие добрые плоды.

Нас сегодня ждет много интересных докладов, дискуссии, обсуждения. Мы сегодня прикоснемся к молодежному творчеству, именно им посвящено это мероприятие. Я искренне надеюсь, что сегодняшние доклады и размышления сделают мудрее и духовно обогатят каждого участника форума. Пусть и в этом году наша работа будет плодотворной и полезной для ума и души каждого участника!

Еще раз поздравляю с началом работы Рождественских чтений и призываю на всех Божие благословение!

 

Серафим,
епископ Бобруйский и Быховский

12 декабря 2018 года,
г. Бобруйск

Бобруйская епархия © 2019 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх