Божественная литургия в день праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня

14 августа 2019 года, в среду седмицы 9-й по Пятидесятнице, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и день празднования памяти семи мучеников Макавеев (166 до Р.Х.), епископ Бобруйский и Быховский Серафим совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Бобруйска.

Его Преосвященству сослужил настоятель Никольского кафедрального собора иерей Сергий Гусар и духовенство собора.

Диаконский чин: клирик Никольского собора диакон Аркадий Андреев.

Песнопения Божественной литургии исполнил хор собора под управлением регента Елены Лях.

Проповедь перед причастием произнес клирик собора иеромонах Димитрий (Мамонов).

По окончании богослужения епископ Серафим совершил чин освящения меда и обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором поздравил собравшихся с праздником и началом Успенского поста.

 

Главный праздник этого дня – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Бобруйская епархия © 2019 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх