Епископ Серафим совершил чтение второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме д. Турки

12 марта 2019 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста, епископ Бобруйский и Быховский Серафим совершил чтение второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Троицком храме деревни Турки.

Его Преосвященству сослужили: настоятель Троицкого храма деревни Турки иеромонах Елисей (Николаенко), настоятель Успенского храма деревни Черетянка Гомельского района иерей Павел Харламов, настоятель храма в честь Иоанна Предтечи деревни Малые Бортники иерей Игорь Михолап.

По окончании канона было совершено великое повечерие.

 

Покаянный канон  разделен на четыре части и читается вечером в первые четыре дня Великого поста. Также его полностью читают в четверг перед неделей Марии Египетской.

Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божий в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Покаянный канон снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.

Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Александр Шмеман «Великий пост»

 

 

 

Бобруйская епархия © 2019 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх