В Крещенский сочельник епископ Серафим совершил Божественную литургию и возглавил чин Великого освящения воды в Никольском кафедральном соборе

18 января 2020 года, в субботу седмицы 34-й по Пятидесятнице, навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), епископ Бобруйский и Быховский Серафим совершил Божественную литургию и возглавил великое освящение воды в Никольском кафедральном соборе г. Бобруйска.

Его Преосвященству сослужили настоятель Никольского кафедрального собора иерей Сергий Гусар и духовенство собора.

Диаконский чин: клирики Никольского кафедрального собора иеродиакон Павел (Журавский) и диакон Аркадий Андреев.

Песнопения Божественной литургии исполнил хор собора под управлением регента Анастасии Чубаревой.

После заамвонной молитвы архиерей совершил Великое освящение воды и окропил молящихся.

По окончании богослужения епископ Серафим разъяснил молящимся евангельское повествование дня о Крещении Спасителя пророком Иоанном Предтечей на реке Иордан и рассказал о богословском смысле освящения воды.

Всенощное бдение в Крещенский сочельник епископ Серафим возглавит в Никольском кафедральном соборе Бобруйска, а Божественную литургию Василия Великого в день праздника совершит в Богоявленском храме  г.п. Глуск.

 

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх