СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ: ДРЕВНИЕ ХРАМЫ БОБРУЙСКОЙ ПРОТОПОПИИ

Продолжаем печатать материалы о древних храмах по описи XVII века. Перевод  данного документа с польского языка на русский сделан впервые и полностью соответствует оригиналу.

 

Село и церковь Дворяниновичская.

Дня 8 февраля 1682 года.

Его преподобие отец Теодор Белоконский, пресвитер, содержит церковь святого Георгия из имения их милости иезуитов. Фундуша не имеет.

Сама церковь деревянная, внутри украшена иконами. На великом престоле содержатся  Святые Дары в оловянной Дарохранительнице. Имеется оловянная чаша со всем (прилагающимся). Покровец шелковый маковый (т.е. цвета мака). Воздухов – два. Один бархатный черный. Второй дамастовый красный. Антиминс самого Его Милости. Покровов (напрестольных) всех девять.

Облачение священника: подризник тканый с наплечником и власяным поясом; ризы две, одна полуатласная, чесолковая старая, вторая атласная – старая; зеленая епитрахиль харасовая (легкий вид ткани) с поручами.

Вотивы на иконе Пресвятой Богородицы: четки янтарные новые, латунные бусы, два шнура, латунная цепочка.Во вратах Царских завеса полотняная. Крест и фонари деревянные. Свечей братских (особо освященные большие свечи) – пять. Кадило латунное. Мирница оловянная. Две харасовых красных хоругви.

Книги: Апостол, церковный Октоих писаный, иные книги его преподобия все.

Колокол на колокольне один, для оповещения есть и второй.

Земли при этой церкви – одна волока, на которой стоят: плебания с сенями, свирен и обора (коровник) одна – деревянные.

В приходе села: Дворяниновичи, Бортников двое, Биречетовники, Взног(х)а, Илейчицы. В приходе том всех душ 150.

Сам священник примерный. Метрику всю представил.

 

Село и церковь Павловичи (того же дня).

Его преподобие отец Иоанн Зазерский, пресвитер, содержит церковь святого Николая в имении ее милости маршалковой Великого Княжества Литовского. Фундуша не имеет.

Сама церковь деревянная, внутри украшена иконами, однако ремонт требуется. На великом престоле содержатся Святые Дары в оловянной дарохранительнице. Имеется оловянная чаша со всем (прилагающимся). Илитон один. Покровец шефоновый зеленый. Еще покровцов шифоновых два. Антиминс самого Его Милости. Покровов на престоле великом три.

Книги его преподобия все.

Облачение священника: подризник тканый с наплечником и поясом; ризы шифоновые зеленые с епитрахилью и поручами.

Крест и фонари деревянные. Покровов на разных иконах из простого полотна – восемь. Два стихаря его преподобия.

Колоколов на колокольне один, для обозначения есть и второй.

Земли при этой церкви две волоки на трех наделах, на которых стоит плебания, пекарня с сенями и коровник один.

В приходе: село Михалево, с которого земли одна волока, Павловичи, Волосовичи, Ковали, Залебей, Микуличи. Всех душ 150.

Сам священник примерный. Метрику всю представил.

 

Местечко и церковь Добоснянская.

Дня 9 февраля 1682 года.

Его преподобие отец Максим Юдка, пресвитер, содержит церковь Святого  Илии Пророка Добоснянскую, фундации его милости пана Кароля Унеховского, стольника минского. Фундуша не имеет.

Сама церковь деревянная, внутри украшена иконами, однако ремонт требуется. На великом престоле содержатся Святые Дары в оловянной Дарохранительнице. Имеется оловянная чаша со всем (прилагающимся). Илитон один. Покровец парчовый красный и два полотняных с вышивкой. Антиминс самого Его Милости. Покровов четыре.

Книг не имеется. Аппарата не имеется.

Подризник из простого полотна, золотистая епитрахиль, старые махровые поручи.

На престоле два покрова из простого полотна. Крест и фонари деревянные. Две хоругви из печатной ткани, третья – из потертой ткани, красная.

На колокольне малый колокол.

Земли при этой церкви – одна волока, на которой построена плебания, пекарня с сенями, коровник один.

Приход: Харлаповичи, Зыличи, Надейковичи, Филипковичи, Пархимковичи, Левковичи, Лещинка, Бартичи. Душ 130.

Самому священнику в прилежании стоит исправиться. Метрику всю представил.

 

Село и церковь в Якимовой Слободке.

Дня 10 февраля 1682 года.

Его преподобие отец Григорий Кулаковский, пресвитер, содержит церковь святого Николая Якимовичскую на содержании Виленской капитулы (аналог епархиального совета). Фундуша не имеет.

Сама церковь деревянная, внутри украшена иконами. На великом престоле содержатся Святые Дары в деревянной Дарохранительнице. Было сказано: серьезно о Дарохранительнице оловянной позаботиться. Не имеется илитона. Не имеется антиминся. Имеется оловянная чаша со всем (прилагающимся). Покровец парчовый зеленый. Покровов два. На разных образах Покровов тринадцать.

Облачение священника: подризник тканый, старый; ризы парчовые, зеленые с епитрахилью и поручами. Книги Его преподобия все. Крест и фонари деревянные, хоругви полотняные, печатные – три.

Колокол  на колокольне один, для оповещения есть и второй.

Земли при этой церкви – две волоки. Площадь одна, на которой построена плебания, пекарня с сенями, свирен, коровник.

Приход: село Якимовская Слободка, Островцы, Василевичи, Боровики. Всех душ 150.

Сам священник примерный. Метрику всю представил.

 

Село и церковь Чирковичская.

Дня 11 февраля 1682 года.

Его преподобие отец Тимофей Стасевич, пресвитер, содержит церковь Рождества Пресвятой Богородицы в имении её милости маршалковой (жены маршалка) Великого Княжества Литовского. Фундуша не имеет.

Сама церковь деревянная, внутри украшена иконами. На великом престоле Святые Дары в деревянной Дарохранительнице не имели соответствующего содержания. Сию Дарохранительницу конфисковали и будут педставлять перед собором.

 

Для справки

— Фундуш —  в западных губерниях капитал или имение, завещанные на благотворительные цели или в пользу каких-либо учреждений.

— Вотивы  — различные предметы, приносимые в дар Богу по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо иного прошения.

— Плебания — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в 16 — 20 вв. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки.

— Илитон — в Православной Церкви шёлковый или льняной плат темно-красного или бордового цвета, используемый для завертывания Антиминса.

— Покровец — матерчатый плат, которым покрывается дискос и потир во время литургии византийского обряда.

— Свирен — постройка (амбар) для хранения съестных припасов.

 

При написании материала использованы сведения из книги «Визиты» униатских церквей Минского и Новогрудского соборов 1680-1682 гг., Лисейчиков Д.В.

 

Подготовили: Галина Поспелова, сотрудник Комиссии по канонизации святых на территории Бобруйской епархии и протоиерей Димитрий Первий, председатель Комиссии по канонизации святых на территории Бобруйской епархии.

Бобруйская епархия © 2019 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх