Доклад доктора педагогических наук Лилы Бусловской на ΙΙΙ Рождественских образовательных чтениях «Опыт Польской православной церкви по сотрудничеству с государством в организации религиозного воспитания в школе»

Роль религиозного воспитания в школьной системе обучения.

Одной из общественных систем, с которой религия входит во взаимоотношения, является, несомненно, образование, заставляющее задуматься как педагогические, так и богословские науки.

Термин «воспитание» понимается очень широко и касается подготовки человека к жизни в обществе, в случае религиозного воспитания – к жизни с Богом. Как неформальное воспитание, которое обеспечивает учащемуся его среда, так и формальное, школьное, — тесно связаны между собой.

В религиозном воспитании, его воздействии на всего человека, его физическую и духовную сферу, необычайно важны три точки соприкосновения: семья, Церковь и школа.

Понятие религиозного воспитания в школьной системе касается многих элементов, таких как, например, цели, содержание обучения, организация и реализация процесса обучения, методика обучения, дидактические средства, воспитательная среда.

Однако в контексте обучения религии в школьной системе важным является также вопрос условий и способа организации религиозного воспитания, в том числе место учителя религии в школе, система подготовки его к работе – квалификация, обучение и профессиональный рост, педагогический надзор, роль родителей. В Польше, как и в 23 странах Европейского союза, религия преподаётся в общественных школах и так же, как в 14 странах Евросоюза, участие на уроках религии в школах осуществляется на добровольных началах.

Прошло 25 лет, как с Божьей помощью православная религия вернулась в школы. За это время мы достигли многого, начиная от подготовки педагогического состава, разработки программ обучения религии, системы повышения квалификации учителей, функционирования педагогического и методического надзора, разнообразных форм активизирования учащихся, разработки учебников и т.п. Это совместный труд учителей религии, учащихся, родителей и прихода. Я постараюсь в общих чертах описать ситуацию с юридической и воспитательной стороны, касающуюся организации обучения религии в школе Польской православной церкви, это и является темой моего выступления.

В религиозном воспитании важным представляется вопрос о ценности, основах дидактично-воспитательного воздействия ввиду профанации, секуляризации, перемен, каким подвержен современный мир, плюрализма современного общества, перемен в ментальности молодого поколения, изменения модели современной семьи, в особенности, кризиса её воспитательной роли.

Школьная система обучения ставит акцент, прежде всего, на передачу знаний, которая в случае обучения религии не может быть единственным элементом воспитания, дающий знания только в объёме религиоведения.

Религиозное воспитание, которое особенным образом связано с аксиологическими вопросами и проблематикой смысла жизни, составляет неотъемлемую часть активности школы. Предлагая определённые моральные образцы и влияя на установление интерперсональных связей, играет важную мотивирующую и просоциальную функцию. Знание о ценностях должно служить их приобретению, а знание о различиях – строить взаимное уважение.

Религиозное воспитание невозможно заключить только в категории педагогики и дидактики, хотя оба эти элементы существенны.

Важным является вопрос о цели религиозного воспитания в перспективе православной педагогики.

Отвечая на этот вопрос, мы указываем, что целью является формирование религиозной зрелости молодого человека таким образом, чтобы он осознанно следовал за Христом.

Церковь свою спасительную миссию исполняет через различные формы апостольской активности и деятельности, связанной с евангелизацией. Одной из таких форм является религиозное воспитание в школе, которое имеет необычайно важное педагогическое и воспитательное значение.

Нет более возвышенного искусства, чем искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, который радует и Бога, и людей – учит св. Иоанн Златоуст. Церковь – это университет хорошего воспитания, а обучение православной религии – прежде всего огромная ответственность перед Богом.

«Православная педагогика», определяя цель воспитания, указывает на воцерковление по отношению к учащемуся. Это педагогика Церкви и педагогика жизни в Церкви, дающая православный смысл педагогике как науке. Православная педагогика воспринимает обучение как восстановление, возвращение человеку полноты, предполагающей развитие всех его сил таким образом, чтобы образ Божий мог раскрыться в человеке со всей мощью и во всей полноте. Религиозное обучение – это не только передача знаний, это передача веры, воспитания, а также евангелизация.

Для многих учащихся обучение религии является единственном доступным для них предложением встречи с Церковью. У каждого учащегося, даже если он не считает себя христианином, есть много вопросов, которые кажутся общими для всех людей; самым частым из них является вопрос о смысле жизни и страданий; поиск счастья и несомненной правды.

Вместе с семьёй и Церковью школа помогает формировать индивидуальные способности учащихся, практическим путем подготавливая их к исполнению социальной роли, реконструирует культуру и общественную структуру.

Говоря о школьной системе обучения религии Православной церкви в Польше, я имею в виду время после 1990 года, когда обучение религии после тридцатилетнего отсутствия возвратилось в школы. Православная церковь в Польше, принимая возвращение обучения религии в школы, принимает правовые решения, касающиеся церковного обучения как в школах, так и в пунктах катехизации. Необходимо, однако, отметить, что система религиозного воспитания в определённой степени присутствовала в практике Православной церкви в Польше.

Какие условия и способы организации обучения религии в школьной системе появились после 1990 года?

Обучение религии детей и молодёжи до конца 1989/1990 учебного года проходило в пунктах катехизации в приходах. Время политических перемен в Польше после 1989 года повлияло также на изменение ситуации в обучении религии. Хотя закон о гарантиях свободы совести и вероисповедания, а также закон об отношении государства к Римско-католической церкви признавали право Церквей и религиозных организаций на обучение религии и религиозного воспитания детей и молодёжи, но обучение религии воспринималось как внутреннее дело Церквей и религиозных организаций. Ситуация изменилась 3 августа 1990 года, когда министр народного образования выдал инструкцию, касающуюся возвращения в школы обучения католической религии как необязательного предмета в общественных детских садах и школах, за исключением вузов. Инструкция была выдана согласно решению Совместной комиссии представителей правительства РП и Конференции епископата Польши. Оно имело временный характер, до времени принятия решения по новому закону министерства просвещения. Однако в восприятии других Церквей и религиозных организаций данная инструкция игнорировала принцип равных прав вероисповеданий. В конечном итоге 24 августа 1990 года министр выдал новую инструкцию, которая регулировала обучение религии не только Римско-католических организаций, в том числе также Православной церкви в Польше. Инструкция касалась возвращения обучения некатолической религии в школы в 1990/1991 учебном году.

Какие документы обусловливают обучение религии в общественной школе в свете польского права о просвещении после 1990 года?

• Основной закон (1997 г.) гарантирует равные права всех религиозных организаций. Статья 48 Конституции Республики Польши гласит: Родители имеют право обеспечить детям моральное и религиозное воспитание и обучение в соответствии со своим убеждениями, а в статье 53 говорится, что Религия костёла или другой религиозной организации с урегулированной правовой ситуацией может быть предметом обучения в школе, причём не может быть нарушена свобода совести и религии других людей.
• Проблема обучения православной религии в школах была неоднозначно определена в законе от 4 июля 1991 года об отношении государства к Православной церкви в Польше, в статье 15 закона читаем: 1. Церковь имеет право проводить катехизацию и обучение религии. 2. Катехизация и обучение религии организованы с условиями и в порядке, предусмотренном в отдельных положениях
• Распоряжение от 14 апреля 1992 года по вопросу условий и способа организации обучения религии в общественных школах констатирует, что обучение религии или этики проходит по желанию родителей или совершеннолетних учащихся, выраженное в форме заявления, которое может подвергнуться изменению. Школа обязана организовать уроки религии для группы, насчитывающей не менее семи учащихся данного класса. Для меньшего числа учащихся уроки должны быть организованы в группах учащихся разных классов, школ или во внешкольном пункте катехизации. Учителя религии трудоустраиваются на основании именного письменного направления, выданного соответствующими высшими властями отдельных церквей и религиозных организаций (каноническая миссия)
• Правовое регулирование обучения православной религии было завершено соглашением, заключённым 24 октября 1994 года между Польским экуменическим советом и министром национального образования о профессиональной квалификации, требуемой от учителей религии церквей, в нем указанных
• На почве государственного права вопросы профессиональной квалификации учителя религии регулирует распоряжение министра национального образования от 30 июня 1999 года, которое гласит, что профессиональная квалификация учителей религии определяется соответствующими высшими властями церквей или других религиозных организаций по соглашению с министром национального образования.
• Карта учителя указывает на то, что должность учителя может занимать лицо, у которого есть высшее образование с соответствующей педагогической подготовкой и достаточной квалификацией; которое соблюдает основные моральные принципы; отвечает условиям, касающимся здоровья, необходимого для данной профессии (ст. 9).

Учитель религии имеет право ожидать со стороны директора школы оказания помощи в реализации поставленных перед ним задач и повышении квалификации, обязан брать на себя заботу об учащихся во время говений, когда учащиеся имеют три свободных от школьных занятий дня в Великом посту.

Учитель обязан реализовать программу обучения, оценивать знания учащихся, заполнять школьный журнал, имеет право организовать экскурсии, поездки, паломничества.

Учителя религии входят в состав педагогического совета школы, являются её полноправными членами, получая права и принимая обязанности, как каждый учитель по любому другому предмету. Учителей религии, однако, не охватывает классное руководство. Отмена канонической миссии для обучения религии равнозначна с утратой права её преподавать. Учитель религии подлежит процедуре профессионального роста учителей, работа учителя, за исключением учителя-стажёра, подлежит оценке, которую осуществляет директор школы с учётом оценки инспектора обучения религии. Также подлежит надзору как со стороны школьных властей, так и церковных.

Учитель религии имеет право, как и учителя по другим предметам, создавать предметные группы. Учитель обязан сотрудничать с родителями относительно воспитания и образования детей, может вести на территории школы организации общественно-религиозного и экуменического характера (например, Братство православной молодёжи, школьный хор).

Обучение религии проходит в размере двух часов в неделю. Оценка по религии или этике помещается в школьное свидетельство, однако, не влияет на перевод учащегося в следующий класс. Включается в подсчет среднего балла.

Школьное обучение религии отвечает задачам, поставленным перед Церковью, как и отдельным целям, избранным школой. Учитель религии включается в реализацию воспитательного и дидактического плана школы. Одновременно обучение религии пользуется автономией в отношении школы.

Программу обучения религии утверждает Собор Епископов Православной церкви в Польше и направляет её только для сведения в Министерство национального образования. Учебники для обучения религии разрабатываются и издаются Церковью самостоятельно, без необходимости утверждения государственными учреждениями.

Какие документы, касающиеся обучения религии в школе, разработала Церковь?

Основными документами, обязательными для учителя религии, является Программная основа обучения православной религии – документ, принятый в 2010 году Священным Собором Епископов Православной церкви в Польше, разработанный комиссией под руководством епископа Семятицкого Георгия, проректора Христианской богословской академии г. Варшавы. Содержит общий взгляд на деятельность религиозного воспитания, как на реализованную в школьном обучении, так и предпринимаемую приходом и семьёй. Это единый документ для всей Польши.

Следующим документом является Программа обучения православной религии Православной церкви в Польше, утверждённая в 2012 г. Священным Собором Епископов Православной церкви в Польше. Программа была разработана на основе распоряжения министра национального образования от 8 июня 2009 года о допуске к использованию в школе программов обучения. Ранее программы обучения разрабатывались Центром совета и повышения квалификации учителей православной религии, входящим в состав Педагогических курсов катехизации, действующих в Белостоке, созданных в 1991 году.

В качестве дополнения к данным документам по благословению Епархиальных епископов для пользования внутри Польши выданы учебники для обучения религии. Учителя религии могут пользоваться также помощью около 140 вспомогательных дидактических книг для отдельных этапов образования, выданных Церковью.
Кроме того, вопрос обучения религии в школе регулирует Устав Церкви, который указывает, что обязанность заботы об уроках религии в школах на территории прихода лежит на настоятеле. Проверка и отчёт по обучению религии в школе предоставляется Священному Собору Епископов нашей Церкви.

В пределах реализации обучения религии в школе были созданы Комиссия Церкви по делам катехизации (разработка правил обучения), Комиссия по делам молодёжи, Комиссия по делам разработки программов обучения православной религии (2009) – председателем является еп. акад. Георгий Паньковский, проректор Христианской богословской академии. Также назначен Директор митрополии по делам обучения православной религии, действует Отдел по катехизации Белостокской и Гданьской епархии (1999).

Какова система обучения преподавателей?

После введения религии в школы перед Православной церковью была поставлена очень важная задача – подготовить преподавателей. Лица, которые до того времени учили религии в пунктах катехизации, не всегда имели педагогическую подготовку. В связи с этим их квалификацию необходимо было повысить. У части учителей было богословское образование, но не было педагогической подготовки, или наоборот – учителя с педподготовкой не имели богословского образования. Отсюда, чтобы решить проблему, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва принял решение о создании Педагогических курсов катехизации. В программе курсов было 13 предметов (6 богословских и 7 педагогико-психологических). В течение 4 лет курсы окончило 137 человек, которые потом окончили вузы или получили другое дополнительное образование.

Кроме того, с целью повышения уровня образования преподавателей религии в Христианской богословской академии в 1991-1992 учебном году был организован Экуменический институт педагогики и катехизации, который готовит магистров богословия для обучения религии в школах. Первые выпускники, подготовленные для работы в школе, вышли в 1995 году с дипломом магистра религиозной педагогики. Институт прекратил свою деятельность в 1999 году, его окончили 106 выпускников. Христианская богословская академия была единственным учебным заведением, которое учило и повышало квалификацию учителей православной религии со специальной подготовкой для работы в школе. Ввиду того, что выпускники Христианской богословской академии и Православной духовной семинарии не получили педагогической подготовки, появилась необходимость организации занятий, позволяющих повышать квалиификацию, в связи с чем Христианская богословская академия открыла в 1992 году Последипломные педагогические курсы для своих выпускников и выпускников Семинарии. В течение четырёх лет педагогическую подготовку для обучения религии получили 273 человека. С 1998 года Блаженнейший митрополит Варшавский и всея Польши Савва ввёл в учебную программу Православной духовной семинарии блок педагогических предметов и обеспечил преподавательский состав. В настоящее время образование учителей православной религии, хотящих работать в качестве преподавателя, дают два учебных заведения: Православная духовная семинария в объёме лиценциата и Христианская богословская академия в объёме магистратуры.

Как выглядит система повышения квалификации учителей?

Требования, предъявляемые к учителям, постоянно растут. Современный учитель должен иметь высокую профессиональную подготовку. Отсюда подготовительное образование для работы должно одновременно подготавливать учителя к широко понимаемому самообразованию.

Для того, чтобы создать для учителей православной религии условия, дающие возможность углублять знания и навыки, обмениваться опытом, директор Института повышения квалификации учителей г. Белостока, после согласования с бывшим в то время во главе Епархии Белостокской и Гданьской архиепископом Саввой обратился к куратору просвещения с ходатайством о назначении методистов по обучению православной религии. Первыми на эту должность были назначены люди в 1995 году. Сегодня во все, за исключением одной, епархии Православной церкви в Польше назначены семеро методистов. Методист является не только организатором повышения квалификации учителей православной религии, но прежде всего вдохновителем творческих и активных действий, регулярно организовывает конференции, курсы, открытые уроки.

Какие формы активизирования учащихся мы организуем?

Мы организуем многочисленные предметные конкурсы для учащихся. Они имеют целью также выявить педагогическую активность учителя религии. Эффектом таких действий являются: Олимпиада православных религиозных знаний; Турнир по чтению церковнославянских текстов; Речитативный конкурс православной религиозной поэзии; художественные конкурсы; конкурсы колядок, фотографии и т.д. Эти конкурсы организовываются в сотрудничестве с Деканальными институтами православной культуры, приходами, учителями религии, подключаются также органы территориального самоуправления.

Всепольская олимпиада православных религиозных знаний организована по благословению нашего митрополита. В состав жюри вошли преподаватели Богословского отдела Христианской богословской академии и Православной духовной семинарии г. Варшавы. Организатором олимпиады является кафедра богословия Православного университета г. Белостока. Олимпиада адресована учащимся средних школ. С 2007 года олимпиада имеет аккредитацию министра национального образования. Лауреаты олимпиады имели возможность воспользоваться льготами в виде приёма без вступительных экзаменов в Православную духовную семинарию, Христианскую богословскую академию и в некоторые государственные вузы. С 1999 года по сегодняшний день состоялось 18 олимпиад.

По благословению митрополита Саввы на протяжении 21 года организовывается Турнир по чтению церковнославянских текстов. Целью турнира является популяризация среди детей и молодёжи церковнославянского языка, пробуждение интереса к активному участию в жизни Церкви через чтение текстов богослужений, а также демонстрация навыка чтения и понимания избранных молитв на церковнославянском языке. С 2012/2013 учебного года почётное шефство над Турниром по чтению церковнославянских текстов взял Подляский куратор просвещения.

Другой формой активизирования учащихся являются конкурсы по предметам, например, Речитативный конкурс православной религиозной поэзии, который я организую в Гайновке на протяжении 13 лет. До настоящего времени в нём участвовало более 2000 учащихся, в течение двух лет в радостью принимаем к участию в конкурсе также учащихся Гродненской епархии, из православных приходов г. Волковыска.

В Белостоке на протяжении семи лет организовывается конкурс по знанию Библии.
Какие задачи стоят перед педагогическим надзором и методистами?
Организация и реализация курсов повышения квалификации учителей по всех епархиях нашей Церкви лежит на инспекторах и методистах. В 2015 году 13 священников, учителей религии из Варшавской и Бельской епархии и Белостокской и Гданьской епархии выслали на курс повышения квалификации по подготовке к осуществлению педагогического надзора. Назначенные епархиальные инспекторы следят за обучением религии в школах и сотрудничают с методистами, совместно устанавливают формы повышения квалификации учителей.

В масштабе страны во всех епархиях Православной церкви в Польше педагогический надзор по обучению православной религии осуществляют 7 методистов, в том числе двое консультантов Центра эдукации учителей по делам обучения православной религии г. Белостока и г. Хелм (это государственные центры просвещения), а также 17 епархиальных инспекторов (В Белостоке есть воеводский консультант и отдел катехизации)

Конференции по катехизации

Обмену опытом и дебате над актуальными проблемами и изменениями в просвещении с учётом обучения ралигии посвящены ежегодные Всепольские конференции методистов и инспекторов обучения религии Православной церкви в Польше. Они организовываются с 2006 года в Варшаве, по благословению митрополита Саввы. Конференции проходят с участием министра национального образования и сотрудников министерства.

Новой формой повышения квалификации и обмена знаниями и опытом среди учителей религии с 2011 года по благословению митрополита Саввы в Варшавской и Бельской епархии является деятельность Клуба учителя-новатора православной религии.

Следующий элемент педагогического надзора – это составление общих годовых отчётов. Они иллюстрируют процесс обучения религии, составляют один из пунктов заседаний Священного Собора Православной церкви в Польше (кроме статистических данных касаются реализации и эффектов обучения религии).  Отчёты разрабатываются на основе отчётов учителей религии и епархиальных ведомостей.

Подытоживая тему, касающуюся организации обучения религии в школе, необходимо указать, что эффектом сотрудничества государства и Церкви являются хорошо подготовленные кадры – 304 учителя, которые получают степени профессионального роста. Обучением религии мы охватываем более 14 тысяч учащихся, учим в 87 пунктах катехизации и 217 школах, а также в 75 детских садах. Религия преподаётся более 98 % учащимся начальных школ и более 90 % средних школ. Мы управляем также частными детскими садами и школами в Белостоке, Бельске Подляском и Гайнувке.

Обучение религии – это необычайно важное и трудное задание, а работа учителя – это призвание миссионеров, требующее самоотречения. И. Рачинский так представил данный вопрос: «Обязателен личный труд, исключительно трудный, одновременно скромный – поэтому такой великий»

Я желаю всем помощи Божией и радости от взятого на себя труда в работе учителя.

Благодарю за внимание.

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх