Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о такой малоизвестной и непростой стороне пастырского служения, как духовное окормление осужденных. Тюремное служение требует от священника огромной отдачи душевных сил, особого призвания, чтобы суметь найти слова утешения, расположить к доверию и привести к вере в Бога людей, оказавшихся по ту сторону общества.
Тем более, когда речь идет о молодых людях, которые только начинают свой жизненный путь. В исправительном учреждении «Воспитательная колония №2» г. Бобруйска уже не первый год несет послушание настоятель бобруйского храма святого пророка Илии протоиерей Виктор Смычник. Мы попросили рассказать отца Виктора о том, как сказывается присутствие священнослужителя в детской колонии, какая работа проводится с осужденными подростками для их исправления и возвращения к полноценной жизни на свободе. Тема нашего разговора — «Юность за решеткой».
— Отец Виктор, когда Вы впервые перешагнули порог детской колонии? С каким чувством?
— 14 сентября 2013 года я получил указ о назначении на приход Святого Пророка Божия Илии в городе Бобруйске, с этого времени стал окормлять Воспитательную колонию №2, так как данный приход был уже закреплен за этим учреждением.
С каким чувством? Страха не было, несмотря на отсутствие опыта. Скорее это было волнение от новизны и неизведанности, и, конечно, было чувство долга и огромной ответственности. Долг пастыря — идти и проповедовать Слово Божие, а такое специфическое место, как исправительная колония, на мой взгляд, накладывает особую ответственность на священнослужителя. Нужно установить контакт с трудными детьми и, несмотря ни на что, помочь им поверить, что Бог любит их, и каждый из них для Христа — любимое чадо.
— Каковы особенности пастырской деятельности в исправительной колонии?
Духовное окормление осужденных подростков – это, прежде всего, исполнение призыва Божия через Евангелие: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»
Поэтому в исправительном учреждении моя деятельность священника заключается в том, чтобы помочь понять молодым людям, вступившим в конфликт с законом, что жизнь на этом не заканчивается. Помочь осознать необходимость пересмотреть, проанализировать и исправить ее с помощью Божией.
«Если бы знал человек, – говорит преподобный Серафим Саровский, – что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму». Для каждого из нас тьма – это множество наших грехов.
Нет человека без греха. Но в какой-то момент люди по собственной воле совершают поступки, которые нарушают закон. Часто это ведет к наказанию в виде лишения свободы. Каждый человек при этом имеет право покаяться, исправиться, искупить свой грех. Я призван помочь примириться этим людям с Богом и обществом.
Радует, что пребывание священнослужителей в местах лишения свободы разрешено, благодаря соглашению Белорусской Православной Церкви и Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Таким образом, мы имеем официальную возможность духовно окормлять людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Выражаю глубокую признательность начальнику колонии полковнику Николаю Алексеевичу Андросюку за понимание и сотрудничество. Очень рад, что Господь свел меня с таким человеком, который не только ответственно относится к работе, но и болеет душой за оступившихся ребят, умеет найти к ним подход и делает все возможное, чтобы вернуть обществу полноценных, законопослушных граждан.
— Какие цели Вы ставите перед собой, когда посещаете подопечных?
— Самая главная моя цель как православного христианина и священнослужителя — проявить любовь к осужденным, зажечь их сердце верой и надеждой на Божий промысел в их жизни, научить уповать на Бога и приобщить к истинным духовным ценностям.
Нужно помнить о том, что нахождение подростка в закрытом заведении имеет свою специфику. Человек существенно ограничивается в свободе воли как способности осуществить свои желания, живет по распорядку. Здесь присутствует своя психология, установлен особый тип отношений, которые существенно отличаются от привычного нам с вами уклада жизни.
Поэтому важно донести до воспитанников мысль, что жизнь не заканчивается на отбывании срока, и тот период жизни, который проходит в стенах колонии, может стать спасительным для них. Господь прощает неправильные поступки, и здесь, в исправительном учреждении, нужно их осмыслить, искупить и принести действенное покаяние.
Наказали — это значит, дали наказ исправиться, и моя задача, задача пастыря Церкви — помочь осужденному человеку осознать, что Господь его любит, несмотря на тяжесть греха, дает Свое прощение при твердом решении не повторять своих ошибок и дальше идти по жизни, живя по заповедям Божиим.
— Какие перемены происходят с воспитанниками, которые становятся на путь веры?
— Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как воцерковление — это внутренний процесс длиною в жизнь. И я очень надеюсь, что приняв Крещение, посещая богослужения, приобщаясь к церковным Таинствам, которые совершаются в домовом храме при колонии, эти ребята и после освобождения не забудут дорогу в храм Божий.
К счастью, на моей памяти есть примеры, когда, выйдя на свободу, уверовавшие подростки становятся достойными прихожанами, трудоустраиваются, создают семьи, и, с помощью Божией, живут полноценной христианской жизнью.
Что касается ребят в колонии, то у нас есть осужденные, которые принимают Таинство Крещения, регулярно посещают богослужения, исповедуются и причащаются. Многие проявляют интерес к духовной литературе. Положительные результаты приобщения к церковной жизни, безусловно, есть. Важно, чтобы вера в Бога постоянно подпитывалась участием в церковной жизни и после освобождения. Следует отметить, что условия для принятия веры глубоко в сердце в колонии, возможно, самые оптимальные для этих ребят.
— С ребятами со сложной судьбой, наверное, непросто найти общий язык?
— Вообще, священник, который служит в колонии, находится в довольно сложной ситуации. Он приходит к осужденным весь чистый, опрятный, радостный, говорит какие-то правильные слова и уходит. Все же, кто отбывает срок, остаются в этом закрытом месте. Поэтому очень трудно наладить доверительное отношение. В то же время, главное в общении с любым человеком — взаимное доверие. С ребятами из колонии оно установлено, и наши отношения строятся на доверии. Кроме того, они видят и чувствуют, как искренне мы стараемся участвовать в их жизни, приглашаем на встречи интересных людей, артистов, проводим кинолектории, организовываем спортивные состязания, радуем подарками к праздникам.
— Ждут встречи с Вами?
— Вне всякого сомнения. Не могу утверждать, что все, но есть те, которые встречают меня с радостью в глазах. Отношение остальных ребят либо хорошее, либо нейтральное. Это вселяет надежду, потому что личное общение со священнослужителем, приобщение к церковной жизни — это прямой путь к вере. И если молодой человек обретет крепкую веру в Бога в исправительном учреждении, то на воле это поможет ему не впасть в грех вновь.
— Поддерживаете ли Вы отношения с осужденными подростками после их освобождения?
— Конечно. Они звонят, приходят в храм, обращаются за помощью, как духовной, так и материальной. Бывает, что человек попадает по освобождении в затруднительное положение, нуждается в помощи, будь то вещи, продукты, оформление документов. В таком случае мы также оказываем поддержку, теперь уже в рамках деятельности Социального отдела нашей епархии, которым я руковожу. В наш отдел всегда можно обратиться по тел. +375 29 247 -97- 53 протоиерей Виктор Смычник; +375 29 659-89-51 Т. В. Синкевич (координатор отдела) и получить необходимую помощь.Что касается моральной стороны вопроса, разумеется, мы стараемся помочь обратившемуся человеку ресоциализироваться и стать полноправным членом общества.
— Преступниками не рождаются, ими становятся. По каким причинам?
— Более того, ими их делают. И не кто-нибудь, а собственные родители! Нельзя сказать, что эта девочка станет преступницей, а мальчик вырастет вором, просто потому что они такие родились. В жизни каждого ребенка наступает момент, когда начинают формироваться идеалы и принимаются ценности. Если рядом оказывается взрослый, который направит детские мысли в нужное русло, приведет в храм, объяснит смысл Божиих заповедей — трагедии можно избежать. Ведь, по сути, все изложенное в уголовно-процессуальном кодексе — это и есть заповеди Божии. Господь дал их людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.
Ещё раннехристианский философ Тертуллиан утверждал, что душа — по природе христианка. Любой поступок, особенно в раннем возрасте, после которого внутри мы слышим призыв, что это плохо, или боимся, что о нем узнают родители – это грех, ошибка, промах.
Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами.
«Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», «Не укради», «Не пожелай ничего чужого» — нарушение этих и других данных Богом правил и уводит ребенка с верного пути.
В Евангелии есть слова: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?»
Опыт моего малого служения в колонии позволяет утверждать, что родители, как правило, за своих детей очень переживают. Они приезжают на свидания, присылают посылки, сожалеют о случившемся. И они, в свою очередь, также призываются задуматься, проанализировать и пересмотреть свое отношение к ребенку. Ведь не случайно их дети оказались во власти греха. Их непонятых, невыслушанных и недолюбленных детей забрала улица.
Под влиянием таких же ребят, обделенных родительским вниманием, формируются группы подростков, которые пытаются по-своему распорядиться своей искусственной свободой. Часто они пытаются разнообразить свою жизнь острыми ощущениями в виде алкоголя и наркотиков. Об этой беде нас также предупреждает апостол Павел: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5,18). А большая часть правонарушений среди подростков происходит в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Поэтому главной, коренной причиной преступности среди несовершеннолетних является отсутствие должного внимания и недостаток любви со стороны родителей. И, конечно, отсутствие искренней, твердой веры в Бога.
— Отец Виктор, Ваше пастырское напутствие молодым людям, которые твердо решили начать жизнь с чистого листа?
— Таким ребятам от всей души желаю научиться жить в благодарении Богу, обрести крепкую веру, не сомневаться в любви Божией, всегда помнить о том, что Господь любит нас личностно, каждого индивидуально и жить так, чтобы ничем не омрачить эту Божественную любовь.
— Благодарим Вас, отец Виктор за полезную, жизнеутверждающую беседу. Искренне желаем Вам помощи Божией в деле спасения нашей молодежи.
— Благодарю и Вас!
С настоятелем Ильинского храма г. Бобруйска протоиереем Виктором Смычником беседовала редактор сайта Никольского кафедрального собора города Елена Вабищевич