Интервью с настоятелем прихода храма «Целительница» г. Бобруйска иеромонахом Андреем (Василюком) по случаю престольного праздника храма

1 октября (18 сентября по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование в честь образа Божией Матери «Целительница». Икона является достаточно редкой в Беларуси, и один из немногих храмов, посвященных этому образу Божией Матери, был освящен епископом Бобруйским и Быховским Серафимом 28 декабря 2013 года в г. Бобруйске. Икона с любовью почитается как прихожанами, так и гостями прихода. С просьбой рассказать об истории святыни и приходской жизни общины мы обратились к настоятелю прихода иеромонаху Андрею (Василюку).


− Отец Андрей, позвольте начать беседу с вопросов о Вашем служении. Расскажите, пожалуйста, о себе и о тех обстоятельствах, которые побудили Вас пойти по духовной стезе, поступить в Духовную семинарию, принять монашеский постриг и священный сан.

− Я рос в верующей семье в г. Кобрине Брестской обл. Стараниями бабушки и мамы мы посещали храм пусть не очень часто, но регулярно. Обязательно 2-3 раза в году причащались. В семье почитались церковные праздники. С благодарностью вспоминаю свою бабушку: в детстве она укладывала меня спать, а сама становилась на молитву. Она читала молитвы полушепотом, медленно, почти по слогам, так, что было отчетливо слышно. Так в лет 5-6 на слух я выучил наизусть «Богородице Дево, радуйся…», «Отче наш…».
Помню, как в Пасхальную ночь родители уходили на богослужение, а мы с нетерпением ждали их возвращения с всенощной, чтобы услышать первое «Христос Воскресе» и ночью сесть за пасхальный стол. Тогда еще Пасхальное богослужение не транслировали по телевизору.

Это было непростое в отношении Церкви время. В храме я иногда встречал соседей, одноклассников. Разумеется – мы узнавали друг друга, но вне храма никогда об этом не упоминали. Это была этакая наша «тайна».

− Но вот, Вы выросли, да и время изменилось.

− Когда я был в старших классах, время уже было совсем другое: закрытые ранее храмы передавались Церкви, церковная жизнь возрождалась.

По мере моего взросления постепенно становилось очевидным, что мой дальнейший путь должен быть связан с церковным служением. Были, безусловно, юношеские сомнения в правильности этого пути, куда без этого?

После окончания школы мне посоветовали поступить в политехнический институт в Бресте (теперь – Брестский государственный технический университет). Я согласился… и поступил. Но все явнее становилось желание связать жизнь с церковным служением. Рядом с институтом строился новый храм, я там стал завсегдатаем, там я впервые попал в алтарь и попробовал пономарить. Это были одни из самых ярких впечатлений. Но основной опыт пономарского послушания я получил в Кобрине, в Александро-Невском соборе. Практически все свое свободное время я проводил там. Там было достаточно молодежи, мы общались, с радостью проводили время вместе, вместе погружались в церковную жизнь «при алтаре».

− Как Вы оказались в духовной семинарии?

− По окончании института, получив диплом инженера-строителя, я сразу поступил в духовную семинарию в Жировичах, надолго забыв все полученные в институте знания.

Жировичи – это удивительное место, где, по словам владыки Филарета, мы дышим «кислородом вечности». Семинария расположена в обители Пресвятой Богородицы. Знаю, что мама за меня всегда молилась Божией Матери, и, думаю, по ее молитве присутствие Богоматери так явно на моем пути: под Ее покровом я учился, потом — трудился в Жировичах, и в храме в честь Божией Матери несу служение сейчас.

Ну а дальше, после поступления в семинарию – все складывалось само собой, уже практически «без моего вмешательства». Это удивительные пути Божьего промысла, Его заботы и руководства в жизни.
Уже во время учебы в семинарии, меня «определили» на послушание в канцелярии, там я постиг премудрости «бумажной» работы, и до сего дня работа с документами меня не оставляет.

После окончания семинарии – учился там же в Жировичах в академии. После окончания академии был назначен преподавателем в духовных школах, заведующим семинарской канцелярией, продолжал исполнять еще в студенчестве возложенные на меня обязанности помощника проректора по учебной работе. Работы было много, даже очень, но она была в радость, как и вся жизнь в Жировичах.

Там я трудился, будучи мирянином, не в священном сане. Около 15 лет, с 1998 по 2013 годы, я провел в Жировичах. Ну а уже потом – Бобруйск, монашество, священный сан.

− А как Вы пришли к решению о принятии монашества и священного сана, кто повлиял на выбор жизненного пути?

− Да, говоря о выборе жизненного пути, нельзя не упомянуть имена священников, встреча с которыми оказалась для меня судьбоносной. Их духовные советы, а главное — их молитва, мне открывали многое нужное и важное в духовной жизни. Если называть их по хронологии появления в моей жизни, это: протоиерей Иоанн Хильчук, схиархимандрит Митрофан (Ильин) и епископ Серафим (Белоножко). С глубокой благодарностью и почтением называю эти имена.

Что касается монашества и священства – эта мысль периодически возникала в моем сознании еще с юности, но чтобы решение было зрелым и твердым, понадобилось время и обстоятельства. Согласитесь, это шаг непростой, и я к нему шел не без духовных искушений. Здесь, опять таки, вижу удивительные пути промысла Божьего: только оказавшись в Бобруйске (это был сентябрь 2013 года), пережив расставание с Жировичами, что было для меня отнюдь не просто, перспектива пострига и рукоположения стала мною восприниматься как моя перспектива.

Большое значение, или даже – определяющее, в этом сыграли владыка Серафим и отец Иоанн, о которых я упоминал ранее. Во многом именно благодаря им я испытал радость монашества и священного сана. Это был 2014 год. Эти события уже сейчас для себя я восстановил по датам. Решение о постриге мною было принято 20 октября в день памяти мучеников Сергия и Вакха во время поездки в Украину (в паспорте сохранился штамп пограничного контроля с датой). Я сказал об этом решении близким, искал момент, чтоб сообщить Владыке и тянул с прошением, желая пострига в Великом посту. Но Владыка… сообщил сам. Это было в ноябре. Он настоятельно предложил принять монашество и рукополагаться, притом, как можно скорее. Поспешность была обусловлена тем, что неожиданно освобождалась вакансия священника в новопостроенном храме Бобруйска. Я это воспринял как промысел Божий.

И действительно, все совершилось очень быстро. В максимально возможно краткий срок было привезено монашеское облачение, 12 декабря, накануне памяти апостола Андрея Первозванного, совершен монашеский постриг, почему я и был назван в монашестве в честь апостола Андрея, 13 декабря – иеродиаконская хиротония, 14 декабря – рукоположение во иеромонаха, а спустя неделю я уже служил в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Бобруйска. Да, за неделю я стал из мирянина настоятелем храма.

С трепетом вспоминаю свое первое богослужение в «Целительнице». Это была суббота вечер, 20 декабря. Отправляясь в храм, я заглянул в святцы, чтоб узнать, память какого святого празднуется, воспринимая его как своего покровителя в служении. Им оказался святитель Амвросий Медиоланский, который в течение недели был из мирян поставлен на место служения в Медиолане, который очень ценил путь девства и своими трудами много способствовал монашеству. Дивны пути промысла Божия! Действительно, святые не равнодушны к нам и регулярно подергивают за ниточки нашей жизни, заботясь о нас.

− Какие трудности Вам встретились на новом месте?

− Да, сначала мне было непросто, даже очень. В первую очередь, конечно, не хватало простого опыта служения. Каждое богослужение, каждая треба были новыми, к ним надо было готовиться, надо было время – а его катастрофически не хватало.

Я продолжал исполнять обязанности заведующего канцелярией епархии, а это конец года и начало следующего, это поток бумаг, подготовка к епархиальному собранию, годовые отчеты… и т.д. К тому же я еще еженедельно ездил преподавать в семинарию в Жировичи.

Помню, что спал по несколько часов в сутки, на несколько месяцев практически забросил общение с «внешним миром», физически было не просто. Друзья и даже некоторые родные обижались, что перестал общаться с ними, но мне, действительно, было не до этого. Искренне благодарен тем, кто с пониманием отнеслись.

С благодарностью вспоминаю учебу в семинарии и опыт пятилетнего пономарского служения: знания в нас сумели заложить, вспоминались они быстро и в плане служения с каждой неделей становилось все проще. Пройдя это, и сейчас советую молодым людям учиться в семинарии на стационаре и как можно больше времени уделять практике пономарства, клиросному послушанию, это большой и ценный опыт.

Говоря о трудностях, стоит упомянуть еще одну. Преподавая в семинарии, я много общался со студентами, с интересующейся молодежью – это была привычная мне аудитория. На приходе же – в большинстве – женщины в «более или менее значительном» возрасте. Это «духовная артиллерия» прихода, и к ней нужен свой подход. Я особенно благодарен тем, кто посещая храм, с радостью и любовью трудится в нем на благо прихода: их жертвенное служение – это тот фундамент, на котором строится вся приходская жизнь. Но были и амбиции, недопонимания, соперничество. Я часто и для прихожан, и для себя повторяю слова святителя Иова, Патриарха Московского: «Доброе дело строить и благоукрашать храмы, но если мы будем осквернять себя грехами, то Бог не пощадит ни нас, ни наших храмов». Призываю всех прихожан к осознанию приходской общины, как одной семьи, к взаимной поддержке, любви, миру, долготерпению, благости, милосердию, ведь именно это является плодом правильной духовной жизни.

И, наконец, говоря о трудностях, нельзя не сказать о хозяйственной жизни прихода. Экономическая ситуация сегодня непростая. Здесь-то мне и пришлось вспоминать полученное мною строительное образование. Много строительных работ еще не завершено, но и многое уже успели сделать. Стараюсь сам вникать во все работы, в меру сил, конечно. В наше время, к сожалению, в сфере строительства достаточно дилетантов, непрофессионалов, бывали случаи откровенного обмана. Неприятно все это, но что поделать. Храм построен на очень достойном уровне, хотелось бы завершить в том же ключе.

− Настоятельство в «Целительнице» Вы совмещаете с обязанностями заведующего канцелярией Бобруйской епархии, и возглавляете епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации. Как Вам удается успешно совмещать такие разнородные обязанности?

− Да, действительно, до рукоположения в священный сан я занимался епархиальной канцелярий и отделом религиозного образования, и после рукоположения все эти обязанности остались со мной. Это немалая нагрузка.

Как совмещаю? Один наш бобруйский предприниматель сказал замечательные слова: важно иметь «кочки», опираясь на которые можно успешно пройти путь. Так и здесь: когда есть поддержка, есть на кого опереться, работа ладится.

Кроме того, я особенно благодарен епархиальному руководству, благодаря которому в епархии создана добрая и здоровая атмосфера, трудиться в которой приятно, хочется себя реализовывать. А это немаловажно…

− Расскажите, пожалуйста, об истории образа Божией Матери «Целительница» и о том, как возникла идея построить храм в честь этого образа в г. Бобруйске?

− Наш храм освящен в честь иконы Божией Матери «Целительница». По преданию, она была обретена 1 октября 1405 года при таких обстоятельствах: бортник, отыскивающий в лесу близ Молченских болот улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в ближайший город – Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону Богородицы, источающую дивный свет. Явленную святыню назвали Молченской иконой Богородицы. Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский Печерский монастырь.

К сожалению, в XVII веке икона была утрачена при пожаре. Теперь она известна в своих чудотворных списках. В наше время известные и почитаемые чудотворные списки иконы находятся в Молченском Печерском монастыре (Путивль, Украина) и Молченском Богородично-Рождественском Софрониевом монастыре (с. Новая Слобода, Украина), в с. Бусиново, недалеко от Москвы.

Наш храм строился на протяжении 2-х лет, начиная с 2011 года, когда была зарегистрирована приходская община. Это очень быстро. Храм прекрасен, имеет красивый интерьер. И такой результат – это и явное Божие содействие, и напряженный, жертвенный труд его созидателей. Храм создавался трудами иеромонаха Сергия (Брича), ныне архимандрита, управляющего делами Белорусской Православной Церкви, на него легло основное бремя забот.

Знаю, что огромную помощь в созидании этой святыни оказали Асташко Борис, Боровский Александр, Коноплевы Владимир и Алла, Баранчук Василий, Тимошенко Наталья, Ларикова Людмила, Рыбакова Зинаида, Синявская Наталья, Трегубова Елена и многие другие… Пусть Бог воздаст им сторицей за добрые труды, стараюсь поминать их в молитвах.

Храм посвящен Божией Матери, в нем очень много христианских святынь. 11 декабря 2011 года, когда совершался чин закладки храма, в фундамент была заложена частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона и камень из базилики в честь Божией Матери г. Ефеса (ныне Турция), где проходил Вселенский собор, установивший церковное почитание Божией Матери. В храме много икон с частицами мощей почитаемых святых, Афонские иконы: местночтимая икона Божией Матери «Всецарица», икона прп. Паисия Святогорца и другие.

Чин Великого освящения храма был совершен 28 декабря 2013 года. Храм двухуровневый. В нижнем (цокольном) этаже в настоящее время располагается библиотека, методический кабинет и зал для собраний, в котором проходят занятия Воскресной школы и приходские мероприятия. Храм венчают семь куполов, в этом году у нас зазвонили колокола.

− Расскажите пожалуйста о приходской жизни храма, настоятелем которого Вы являетесь. Среди прихожан храма больше молодежи или людей старшего поколения?

− Приходская жизнь храма строится вокруг богослужения. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Если мы едины в молитве к Богу, это единство делает нас близкими друг другу, здесь и начинается христианство в нас. Стараемся в храме еженедельно совершать три Божественные литургии, дважды в неделю – молебны с чтением акафистов Божией Матери.

Люди приходят, есть круг постоянных прихожан. Радует, что это не только люди старшего поколения, есть и молодежь, молодые семьи, собрался молодежный хор. Рядом с храмом два колледжа – мы с ними сотрудничаем, стараемся проводить совместные мероприятия. С 2015 года работает детская Воскресная школа, а где дети – там жизнь кипит. Дети, конечно, заметно оживили приходскую жизнь: устраивают благотворительные акции, праздничные спектакли для прихожан. Но в молодежном направлении надо еще работать, есть много идей, планов.

В воскресные дни по вечерам проходят встречи с прихожанами, на которых обсуждаются самые разные вопросы христианства и церковной жизни.

В 2016 году открыли приходскую библиотеку. Сомневались, правда: в нынешнее время все больше в электронном виде читают. Но сейчас с уверенность могу сказать, что инициатива себя оправдала. Более 80 постоянных читателей. Для нашего прихода, мне кажется, это неплохо.

− В Ваш храм приходят люди разной степени воцерковленности, а иногда не крещенные, но желающие принять Таинство крещения. Как на приходе построена катехизическая и миссионерская работа?

− Да, это очень важное направление служения. Еженедельно по средам в храме проходят беседы о христианстве для желающих принять участие в таинстве Крещения. Собираемся с родителями и будущими крестными, обсуждаем интересующие вопросы…

Такие беседы в современной обстановке крайне важны. К сожалению, в настоящее время есть проблема формального отношения к таинству Крещения… Это беда, которая и рождает «формальных» христиан. Один из современных апологетов замечательно сказал, что нельзя называться футболистом, если сам не участвуешь в футбольной игре, даже если и симпатизируешь футболу, интересуешься, смотришь футбольные матчи. Чтобы быть христианином, одной симпатии к христианству мало, надо действие, нужна «жизнь во Христе», как говорил святой Иоанн Кронштадтский. Поэтому призываю всех к духовному труду, который и делает нас христианами.

− Как община Вашего прихода участвует в воцерковлении новых членов Церкви?

− Лучшая помощь новым членам Церкви – это личный пример доброго христианина, к этому призываю прихожан. Остальное – это совместное общение: беседы, паломничества, концерты к праздникам, Воскресная школа.

− Какие акции и проекты в социальной сфере осуществляет Ваш приход?

− На настоящем этапе жизни прихода все средства прихода, главным образом, уходят на окончание строительства. Тем не менее, мы с прихожанами дважды в год – на Рождество и на Пасху – организовываем благотворительную ярмарку, собранные средства от которой перечисляем в Международный благотворительный фонд помощи детям «Шанс». Этот фонд помогает оплатить лечение больных детей в случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в Беларуси, и требуется лечение за рубежом. Это всегда очень непростые ситуации… Мы познакомились с этим фондом, когда требовалось лечение для одной нашей бобруйчанки, и сейчас стараемся также быть с ними на связи.

− Какими будут Ваши пожелания прихожанам и всем жителям г. Бобруйска в этот праздничный день?

− Духовной бодрости, не спать духовно, тогда и все остальное будет ладиться! Как сказал блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

− Отец Андрей, благодарим вас за познавательную беседу, поздравляем вас и всех прихожан «Целительницы» с престольным праздником храма.

 

С настоятелем храма «Целительница» г. Бобруйска иеромонахом Андреем (Василюком) беседовал руководитель пресс-секретариата Бобруйской епархии иеромонах Димитрий (Мамонов).

 

Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх