СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. О тюремном служении в Бобруйске.

Исследования Комиссии по канонизации святых на территории Бобруйской епархии дают возможность открывать новые страницы церковной жизни на Бобруйщине.
Речь пойдет о тюремном церковном служении. История его, с первых веков существования Церкви, показывает, что стремление христиан иметь попечение о заключенных, утешая и облегчая их страдания, независимо от отношения государства и общества к Церкви, зародилось с самого начала. Это стремление не ослабевало и в последующие исторические периоды. Однако именно от  государственной власти всегда зависело, насколько эффективно Церковь могла совершать свое служение в тюрьмах.
Многочисленные сведения о посещении узников христианами можно найти в житийной литературе. А начиная с эпохи Константина Великого (306-337), когда Церкви уже не угрожали открытые гонения, служение заключенным осталось неотъемлемой частью миссии Церкви в обществе.
Предстоятели Церкви и сами посещали узников, и поручали их заботе диаконов, облегчая участь заключенных пастырскими увещаниями и посильной помощью.
В Бобруйске тюремная Николаевская церковь была устроена в 1895 году тщанием и заботами предстательницы Дамского тюремного комитета, женою генерал-лейтенанта, Александрою Ивановною Эллис.
Освящение церкви состоялось 25 мая 1895 года. Зданием она была каменная. Размещалась в одноэтажном тюремном флигеле; без колокольни, каковую заменяло малое новое било  при воротах тюрьмы.
Церковь отапливалась одной печью, в алтаре находился камин. Алтарь имел длину в 5 аршин, ширину-9 ½ аршина. А остальная церковь с солеею-9 ½ аршина в длину и ширину и 4 ½ аршина в высоту.
Престолов в сей церкви один — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Московский купец, иконостасных дел мастер, Тереза Иван Васильевич пожертвовал и устроил иконостас с тремя дверями стоимостью 1500 рублей.
Благодаря стараниям и пожертвованиям купца Терезы И.В. и других лиц, сея церковь утварью была достаточно обеспечена. Земли и помещений для причта не имелось.
Расстоянием Николаевская церковь от Минской Духовной Консистории находилась в 142-х верстах, от военного крепостного собора в нескольких саженях, не более 1/8 версты, и от Бобруйского Николаевского собора – около двух верст.
Штатного причта при тюремной церкви не полагалось. По предложению Комитета обязанность совершать в сей церкви богослужения и требы временно приняли на себя военные священники: Кутаисского 158-го пехотного полка – Михаил Нечаев и Имеретинского пехотного полка — Алексей Климовский.
На содержание священно-церковно-служителей суммы не ассигновались, за исключением незначительного вознаграждения выдаваемого Дамским Комитетом.
Приходо-расходные книги не велись, а была выдана особая книжка от Комитета избранному церковному старосте этой церкви – бобруйскому купцу Адаму Александровичу Заруба.
О дальнейшей судьбе тюремной Николаевской церкви более ничего неизвестно.
Просьба ко всем, кто владеет какой-либо информацией по данному вопросу, сообщить в епархиальную Комиссию по канонизации святых.
Бобруйская епархия © 2024 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх