история

Первые летописные упоминания

history1История православия в Бобруйске начинается с появлением первых летописных свидетельств о нашем городе. В 1387 году правитель Великого княжества Литовского, Ягайло, в числе других селений, передаваемых в управление своему брату, Скиргайло, упоминает и Бобруйск. И здесь мы уже видим отголоски той исторической и религиозной драмы, которая к тому времени развивалась на всех западно-русских землях вообще и в нашем городе в частности. После двух веков, в течении которых православие утвердилось и расцвело на Белой Руси (вспомним такие светочи нашей духовности и культуры, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский и другие), все более отчетливым фактором общественной жизни является католическое влияние. Из двух упомянутых выше братьев один – Ягайло – станет оплотом католицизма, другой останется в православии: между братьями установиться вражда…

Хотя никаких летописных свидетельств о духовной жизни Бобруйска в это время не сохранилось, можно с полным основанием утверждать, что стояние в вере отцов было тем фундаментом, на котором обустраивалась общественная и бытовая жизнь бобруйчан. Косвенно об этом говорит наличие в городе церквей: так, в конце XV-го века при населении от 2 до 5 тысяч в городе имелось 3 церкви: Николаевская, Ильинская и Успенская. Предание считает древнейшей среди них Николаевскую церковь, которая находилась в центре древнего городища, неподалеку от переправы через реку (район нынешнего речного порта).

С середины XVI в. летописных данных вполне достаточно, чтобы составить ясное представление о духовной жизни города. В большинстве письменных свидетельств этого времени выражается упование на помощь Божию, заступительство Божией Матери: церковные праздники при этом являются стержнем народной жизни. Достоверно известно о существовании в городе братства в честь святителя Николая, православного казачества как меры самообороны и поддержания порядка.

Борьба с унией

history2За свою верность православию в 1649 году Бобруйск был подвергнут разгрому войсками короля Яна Казимира. После Брестской унии 1596 года и последовавшего насильственного окатоличевания Великого княжества Литовского православное казачество встало на защиту интересов православного населения. Казачий атаман Поддубский держал в Бобруйске оборону сначала против отряда хоружего Яна Паца, потом против шляхетского войска Владислава Валовича. При этом казаки не только не сдавали город, но и наносили неприятелю чувствительные поражения. Только регулярные королевские войска под началом Януша Радзивилла смогли занять город, когда подкупленные люди тайно открыли ночью ворота. Ворвавшись в город, солдаты не щадили ни стариков, ни детей. Из живых людей, посаженных на кол, Радзивилл устроил вокруг города ограду. Из 6.000 человек в живых осталось всего 200. После этого город длительное время находился в руинах.

В XVIII веке Бобруйск, вследствие своей географической близости к Могилеву – месту служения пламенного защитника Православия, архиепископа Георгия Конисского (с 1993 года в лике святых), также не теряет своих духовных корней. В городе продолжает действовать православное братство, существует церковная школа. Но подлинное духовное пробуждение на нашей земле начинается в XIX веке, после того, как город входит в состав Российской империи (1792 г.). В городе создается поветовая (областная) школа, в программу преподавания которой входят такие предметы, как риторика, история, катехизис (основы православного вероучения). Со строительством в 1812 году Бобруйской крепости в ее пределах устраивается еще семь храмов (включая домовые), среди них – Свято- Петропавловский, в честь Казанской иконы Божией Матери и Собор святого Александра Невского. В 1829 году на городском кладбище, по особому ходатайству церковным властям полковника Розенмарка и на его средства, строится храм в честь святой мученицы Софии. Всего к началу XX века в городе уже было 10 православных храмов, среди них – 3 собора: Свято-Николаевский, Свято-Александро-Невский и Свято-Георгиевский. Работало 5 церковно-приходских школ. Церковные праздники почитались благоговейно, всенародно праздновались дни памяти святителя Николая – 19 декабря и 22 мая, в городе существовали благочестивые традиции проведения крестных ходов и совершения соборных молебнов…

В советские годы

history3Беспрецедентные гонения, обрушенные на Церковь советской властью, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие. К 1925 году в городе осталось лишь два православных храма: Свято-Николаевский собор и Свято-Софийская церковь на Минских кладбищах. Духовенство и прихожане подвергаются гонениям, исповедать свою веру становиться опасным. Тем не менее, духовная жизнь в городе не угасает. Филарет (Раменский), епископ Бобруйский, викарий Минской епархии, до революции окончил Варшавский университет. Был инспектором Минской духовной семинарии. Хиротонисан в 1923 году во епископа Бобруйского, викария Минской епархии.

Служил в минских и бобруйских храмах в нелегкие времена гонений на Церковь. 28 июля 1937 года в Минске закрылась последняя православная церковь города — храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины иа Сторожовке. В этот день епископ Филарет, а также протоиереи Стефан Кульчицкий, прот. Антоний Киркевич, священник Михаил Рубанович, диакон Владимир Лобач, диакон Иаков Барановский, и ряд прихожан были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны.

Война перечеркнула безумные планы новой власти об искоренении православия на Белой Руси. Стало ясно, что без консолидирующей и вдохновляющей силы православной церкви победы над врагом не одержать. Из ссылок и лагерей возвращаются епископы и священники. Церковь благословляет своих верных чад «…душу положить за други своя» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст.13) Огромное значение Церкви в победе над врагом вынудило советское правительство на время ослабить гонения. Первые послевоенные годы ознаменованы возвращением Церкви храмов и монастырей, созданием новых приходов. Духовная «оттепель» имела отголосок и в Бобруйске. С 1953 года в нашем городе вновь появляется викарный епископ. Им стал Преосвященный Митрофан (Гутовский).

После двух лет (1953-1955) Преосвященного Митрофана на Бобруйской кафедре сменил Преосвященный Леонтий (Бондарь) , бывший епископом Бобруйским в 1956-1961 годах.

По решению советского руководства Белоруссия должна была стать первой республикой, «свободной от религиозного дурмана». Выдворение в 1961 году за пределы Белоруссии владыки Леонтия, де-факто возглавлявшим Белорусскую Церковь, стало предвестником новых гонений на веру. Повсеместно разрушались храмы, закрывались приходы, преследовались и изгонялись священнослужители. В это время с духовной карты города исчезают последние православные храмы: в 1963 году у верующих отбирается Свято-Николаевский собор (к 1967 году перестроен в спортивный комплекс), сжигается Свято-Софийская церковь (по указанию властей в этом же году сгорели «по невыясненной причине» Свято-Никольский храм в Пацавой слободе, Свято-Космо-Дамиановский храм в Зборске, Свято-Космо-Дамиановский храм в Любоничах и другие). Остатки церковной утвари из обоих храмов переносятся в переоборудованный для богослужебных целей частный дом на улице Шмидта, который со временем перестраивается и освящается как Свято-Николо-Софийский храм. В течении двадцати семи лет духовная жизнь города сосредотачивается в его пределах.

Возрождение

Возрождение православной веры в нашем городе связано с учреждением в 1989 году Могилевской епархии, которую возглавил Высокопреосвященнейший Максим (Кроха). В 1990-1991 годах верующим возвращаются здания Свято-Георгиевского и Свято-Духовского храмов. К 1995 году в этих храмах завершается реставрация, работают Воскресные школы. В 1998 году при Свято-Георгиевском храме создается духовно-просветительский центр, который осуществляет образовательную, миссионерскую и социальную деятельность. К 2000-му году от Рождества Христова в городе появляются еще два православных храма: Свято-Иверский в Киселевичах и Свято-Ильинский на Луковой горе. В 2003 году верующим возвращается Свято-Николаевский собор. Всего к 2012 году в Бобруйске, насчитывается семь храмов: Свято-Никольский кафедральный собор, Свято-Николо-Софийский, Свято-Георгиевский, Свято-Духовский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский и Свято-Сретенский. в настоящее время, силами православных верующих г. Бобруйска, ведется строительство еще трех храмов: иконы Божией Матери «Целительница», свято — Серафимовский и собор Александра Невского. Кроме того, действуют также четыре домовых храма – Свято-Предтеченский в колонии ИК-2, преподобного Сергия Радонежского в колонии ВТК-2, св. великомученицы Елизаветы в здании Православной гимназии по ул. Красноармейской, и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в женском монастыре Святых Жен Мироносиц.

Огромное значение для духовных судеб нашего города имело определение Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2004 года, о создании Бобруйско-Быховской епархии. На новую кафедру назначается Преосвященный Петр, возглавлявший до этого Мозырско-Туровскую епархию. В 2005 году Владыка Петр назначается епископом Друцким, викарием Витебской епархии. А 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о наречении и хиротонии иеромонаха Серафима (Белоножко) во епископа Бобруйского и Быховского. Ныне под омофором правящего архиерея Бобруйской епархии – Преосвященного Серафима – находятся 55 приходов.

Бобруйская епархия © 2017 ·   Войти   · Дизайн: иер. Алексий Болотов Наверх